Развитие индустрии private banking в России и за рубежом имеет пока разнонаправленные тренды, в первую очередь из-за того, что в России идет трансформация банковской системы.
Помимо отзыва лицензий и сокращения количества банков происходит укрупнение последних, и, как следствие, мы видим переток состоятельных клиентов из малых банков в крупные.
Даже несмотря на то, что индивидуальное обслуживание состоятельных клиентов в малых банках осуществляется непосредственно на уровне или под присмотром топ-менеджеров, а иногда бенефициаров, слишком велики в таких банках риски обслуживания при вполне очевидном скудном наборе предлагаемых услуг и компетенций.
Стоит отметить, что премиальный клиент малого банка в худшем случае попадает в сегмент «масс-эффлюент» (mass affluent) крупного банка (это зависит от так называемого «порога входа» на премиальное обслуживание), а в лучшем — в сегмент «хайнет» (high net worth individual, HNWI) опять же с усредненным перечнем услуг и сервиса для такого клиента.
Почему усредненным, спросите вы?
Как бы мы ни сегментировали премиальных клиентов, предложение от банков будет строиться исходя из следующего «продуктового набора»: депозиты с повышенной процентной ставкой, инвестиции в ценные бумаги, брокерское обслуживание и доверительное управление.
Для премиального клиента эти предложения банков являются основополагающими и, в свою очередь, определяющими его профиль. Здесь, за исключением единичных случаев, нет предложений по участию банка в сделках слияния и поглощения (mergers and acquisitions, M&A), или, как их еще называют, инвестиционных сделках. По оценкам Frank Research Group, по итогам 2015 года было заключено около 10–15 таких сделок. Количество сделок M&A, находящихся в активной работе по состоянию на июль 2016 года, увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 30–40%, сколько из них успешно закрыто, не известно.
Предложения по управлению активами и в целом благосостоянием семьи (так называемые услуги family office) у единичных банков завуалированы, а у большинства их и вовсе нет.
Другим примером может быть неразвитость услуг арт-банкинга в силу практически отсутствия в России арт-рынка и его инфраструктуры, а зачастую (зависит от арт-объекта) отсутствия высококлассных арт-консультантов. К слову сказать, по мнению специалистов, арт-рынок можно считать сложившимся только тогда, когда предметы искусства начинают покупать представители среднего класса.
Вернемся к сравнению индустрии Private Banking.
За рубежом сложились традиции обслуживания частного капитала, но в настоящее время банковская парадигма меняется на всеобщую открытость и обмен налоговой информацией. И если ранее при обслуживании клиента банкиры задавались вопросом, сколько они на нем смогут заработать, то теперь вопрос другой: какие риски могут быть связаны с его обслуживанием?
Определенная схожесть тенденций есть в России и за рубежом. А именно: рост расходов, связанных с обслуживанием клиентов, и в первую очередь за счет compliance — внутреннего контроля за соответствием деятельности банка регуляторному законодательству.
Разнонаправленность же трендов в том, что в России еще формируется, как сам рынок услуги private banking (в классическом — западном понимании) так и его наполнение (в смысле продукта). За рубежом рынок не только сложился, уже определены банки-лидеры этой индустрии и, что немаловажно, есть профессионалы. Но с учетом расходов, указанных выше, и низкой маржинальности услуг по обслуживанию состоятельных клиентов (прежде всего это характерно для среднего премиального сегмента), зарубежные банки передают клиентов на аутсорсинг специализированным компаниям, оставляя за собой функции расчетного банка.
В России же, напротив, происходит «обвязывание» премиальных клиентов услугами, носящими для банка больше пассивный характер. При этом ограничено предложение, связанное с так называемыми альтернативными инвестициями, и, в большинстве своем, из-за отсутствия специалистов этого профиля.
Private Banking в условиях неопределенности и теория игр Джона Нэша В настоящее время российским банкам приходится работать в условиях нестабильности и жесткой конкуренции. Это, в свою очередь, заставляет банкиров искать новые пути развития банковского бизнеса, при этом традиционно решая задачи минимизации рисков и повышения доходности от операций.
Возможно, именно поэтому сразу два московских вуза объявили о старте в октябре 2016 года учебных программ по подготовке специалистов индустрии Private Banking & Wealth Management. И это только подтверждает факт зарождения в Росси индустрии Private Banking & Wealth Management. С появлением специалистов этого профиля возможно предъявление как работодателем, так и состоятельным клиентом квалификационных, профессиональных требований к знаниям и опыту таких сотрудников индустрии.
Читайте также
Читайте последние новости банков на сегодня, 12 декабря, и аналитические материалы Bankir.ru в группах BankirNews социальных сетей: Facebook, Twitter, ВКонтакте и Одноклассники.